Базовые навыки специальных видов собак
Описание базовых навыков
- Приучение собак к движению в упряжке
- Движение впереди дрессировщика
- Развитие обонятельно-поисковой реакции. Первый и второй способы
- Развитие обонятельно-поисковой реакции. Третий, четвертый и пятый способы
- Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Общая информация
- Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Обучение
- Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Обучение собаки правильному обнюхиванию предмета
- Выборка вещи (Команды «Нюхай!», «Ищи!»). Поведение собак при выборке вещей
- Выборка человека (Команды «Нюхай!», «Ищи!»)
- Выборка человека, построенная на задержании и апортировке. Метод пищевой заинтересованности
- Обыск местности (Команда «Ищи!»)
- Приучение к поиску человека по запаховому следу
- Приучение к поиску человека по запаховому следу. Обучение
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы)
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). История одной команды
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Описание навыка
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Методика и техника дрессировки
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Отработка задержания (1 этап)
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Отработка задержания (2-3 этапы)
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Выработка выдержки
- Развитие активно-оборонительной реакции (злобы). Выработка выдержки. Дополнительные методы и усложнение навыков задержания
- Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Общая информация
- Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Первый период
- Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Второй период
- Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Треий период
- Приучение к задержанию и окарауливанию человека. Навыки и умения
- Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Общая информация
- Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Первый этап выработки навыка
- Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Второй и третий этапы выработки навыка
- Охрана вещи (Команда «Охраняй!»). Четвертый и пятый этапы выработки навыка
Кому подходит данная профессия?
Как и в любом профессиональном направлении, в дрессировке имеются свои критерии, позволяющие определить профпригодность человека.
Претендент на данную должность должен обладать следующими личными качествами:
- Любить животных, дружить с ними и ни когда не срывать на них свое плохое настроение;
- Уметь чувствовать животное. Как и человек, животное подвержено изменением настроения, и внимательный человек всегда заметит, распложен ли младший друг к тренировкам, или стоит его оставить на некоторое время;
- Следует понимать характер каждого животного, что бы понимать, какой метод тренировок к нему применять;
- Быть терпеливым и уравновешенным человеком. Животные всегда чувствуют, с каким настроением к ним приходит человек.
То есть основным фактором дружбы с любым животным важна доброжелательность и любовь.
Как зарегистрировать терапевтическую собаку
Прежде чем вы начнете использовать свою собаку в качестве терапевтической, вам необходимо зарегистрироваться в организации по работе с терапевтическими собаками, которая после регистрации подберет вам объекты, где вы и ваша собака сможете работать. Проверьте местные списки организаций, занимающихся регистрацией терапевтических собак в вашем регионе, или посетите сайт Американского клуба собаководства (AKC) для ознакомления со списком организаций по работе с терапевтическими собаками, одобренных AKC.
После того как вы убедились, что ваша собака соответствует всем требованиям, установленным для терапевтических собак, вам (или человеку, который будет ее проводником) и вашей собаке придется пройти оценку в данной организации. Оценка обычно проводится в очной форме в группе других потенциальных пар добровольцев в условиях больницы или дома престарелых. Вашему питомцу, возможно, придется пройти следующие испытания:
- Встреча и знакомство с новыми людьми.
- Выполнение команд «сидеть» и «лежать» в групповых ситуациях.
- Выполнение команды «ко мне».
- Визит к пациенту.
- Реакция на детей и необычные ситуации.
- Выполнение команды «фу».
- Знакомство с другой собакой.
- Вход на объект.
Имейте в виду, что оценивать будут не только вашу собаку. Лицо, проводящее оценку, будет внимательно следить и за тем, как вы взаимодействуете со своей собакой, и за тем, насколько хорошо вы с ней ладите друг с другом и работаете в команде. Если оценщик будет удовлетворен вашей работой и работой вашей собаки, вас обоих смогут зарегистрировать в качестве терапевтической команды.
Если организация по работе с терапевтическими собаками не проводит оценку в вашем районе, то некоторые организации, включая TDI, предусматривают ограниченную регистрацию на основе удаленной оценки. Для рассмотрения заявки вам необходимо предоставить сертификаты о прохождении базовых и промежуточных курсов дрессировки на послушание, а также письмо из школы послушания, содержащее оценку темперамента вашей собаки. Вам также нужно будет предоставить рекомендательное письмо от ветеринарного врача и разрешительное письмо от учреждения, которое вы хотите посещать (составленное на бланке этого учреждения).
Хотя процесс обучения и регистрации терапевтической собаки является довольно сложным, он может стать для вас и вашего питомца полезным опытом, не говоря уже о пользе, которую получат нуждающиеся в помощи люди от общения с вашей собакой.
Общий курс дрессировки (ОКД)
Подготовительные приемы
- Установка контакта дрессировщика с собакой
- Приучение собаки к кличке
- Приучение собаки к снаряжению
- Приучение собаки к чистке и осмотру, необычным условиям. Развитие физической выносливости
- Приучение собаки к перевозке на автомашине
- Приучение собаки к спокойному отношению к разного рода раздражителям
Основные навыки
- Приучение собаки переходить в свободное состояние
- Приучение подходить к дрессировщику
- Приучение собаки к движению рядом с дрессировщиком
- Строевые приемы с собакой на месте и в движении
- Приучение собаки садиться
- Приучение собаки ложиться
- Приучение собаки стоять
- Приучение собаки подносить предметы (аппотрировка)
- Приучение собаки к преодолению препятствий
- Приучение к преодолению барьера (забора)
- Приучение к движению по лестнице
- Приучение собаки к движению по буму (бревну)
- Приучение собаки к подаче голоса (лая)
- Приучение собаки к переползанию
- Приучение собаки к прекращению нежелательных действий
- Приучение собаки не брать корм от посторонних
- Приучение собаки к движению впереди дрессировщика
Дополнительные навыки
- Приучение собаки к возвращению на место
- Приучение собаки к плаванию
- Приучение собаки к замедлению темпа движения
- Приучение собаки к охране вещей
- Приучение собаки к спокойной работе в группе дрессировщиков с собаками
Требования к дрессировщикам и собакам, прошедшим общий курс дрессировки
- Общие положения
- Описание выполнения навыков. Движение собаки рядом с дрессировщиком
- Показ прикуса у собаки и отношение к наморднику
- Посадка, укладка, стойка
- Подход к дрессировщику
- Возвращение на место. Подача предмета
- Отношение к корму
- Прекращение нежелательных действий
- Преодоление препятствий. Отношение к выстрелу
- Навыки, приобретенные собакой во время дрессировки, их оценка
Не просто собаки
Несмотря на то, что общение с большинством собак — сплошное удовольствие, стать терапевтом способен далеко не каждый пёс. И дело тут совсем не в породе или внешнем виде.
Если вы хотите завести собаку-терапевта, лучше всего пойти в зоомагазин или к заводчику вместе с методистом или специалистом канистерапии. Или же попытаться найти щенка у толкового заводчика. Любовь Владыкина — хозяйка трёх собак-терапевтов, отмечает: «Есть определённые качества, которыми должна обладать собака, чтобы пройти тестирование на пригодность — сильная нервная система, низкая возбудимость, лояльность к другим собакам, доброжелательность и направленность на человека. Она изначально должна проявлять высокую эмоциональную чувствительность в отношении людей и быстро адаптироваться к условиям среды. Разыскать такого пса сложно, но возможно: надо выбирать сначала заводчика, потом смотреть на родителей щенков, ходить на выставки, читать о собаках».
Специалисты канистерапии не пришли к единому мнению о том, какие породы подходят для этой работы лучше всего, так что, вероятно, дело вовсе не в породе. Однако существует довольно стойкое убеждение, что псы бойцовских пород станут плохими кандидатами на роль собак-терапевтов: несмотря на то, что они могут быть вполне дружелюбны, их характер довольно резок. Также специалисты не рекомендуют обучать на роль терапевта собаку, взятую из приюта.
«Есть такой фактор — депривационный синдром, проще говоря, страх нарушения привязанности. Собаке из приюта трудно видеть около своего хозяина другого пса. Нельзя сказать, что она не совсем непригодна для такой работы. При условии, что хозяин будет уделять ей должное количество внимания, её можно задействовать на групповых, массовых мероприятиях, но в такую собаку нужно вложить в разы больше ресурсов, чем в собаку, которая родилась в принятии любви. Тут всё как с людьми», — поясняет Любовь Владыкина.
Показания к курсу Томатис-терапии
Метод обладает огромными возможностями. Однако он не является «волшебной таблеткой»
Важно соблюдать рекомендации специалиста, а также усиливать эффект между занятиями и курсами: заниматься с профильными специалистами по вашей проблеме (логопед, дефектолог, психолог, педагог и так далее); больше общаться с ребенком дома, играть, читать, слушать музыку; улучшать качество внутрисемейной коммуникации. Курс Томатис можно проходить, начиная с возраста 2 лет
Нарушения, при которых рекомендован метод:
- Речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи, низкий словарный запас, заикание/логоневроз, афазия/нарушение речи после инсульта, дизартрия, ринолалия, нарушения письменной речи, чтения — дислексия, диграфия и другие);
- Плохая успеваемость к школьников;
- Дискалькулия;
- ДЦП (детский церебральный паралич);
- Мутизм;
- Расстройство аутистического спектра (РАС), аутизм (при данном нарушении особенно рекомендован Томатис, т. к. он специальным образом влияет на коммуникацию ребенка);
- Гипердинамический синдром (синдром дефицита внимания с гиперактивностью);
- Умственная отсталость;
- Синдром Дауна;
- Задержки развития, асинхронное развитие;
- Сочетанные нарушения;
- Вторичные нарушения развития при потере зрения;
- Невротические расстройства;
- Эмоциональные проблемы: истощаемость, постоянные капризы, истерики, страхи, агрессия;
- Трудности поведения;
- Вялость, апатичность, гипотония;
- Проблемы сна;
- Тревожность.
С сохранным здоровьем взрослые люди, подростки и дети могут проходить программу Томатис в следующих целях:
- Беременные женщины с целью снижения тревожности, облегчения будущего процесса родов и уменьшения вероятности послеродовой депрессии (есть французские исследования, которые достоверно подтверждают данные эффекты), а также для положительного влияния на развитие малыша;
- Спортсмены с целью улучшения координации, энергичности, уверенности в себе, умения концентрироваться на цели, не отвлекаться;
- Музыканты и дети, желающие заниматься музыкой — для развития способностей к музыке, уменьшения «фальши» при исполнении композиций, улучшения музыкального анализа;
- Для развития способностей к иностранным языкам;
- Для улучшения качества коммуникации, уверенности в себе;
- Для снижения тревожности и регуляции эмоционального фона;
- Для улучшения памяти, внимания, энергичности;
- Студенты и школьники — для улучшения усвоения информации, повышения успеваемости.
Классификация
Собаки-терапевты обычно не помощь или же служба собак, но в некоторых организациях может быть одна или обе.
Многие организации проводят оценку и регистрацию собак-терапевтов. Типичные тесты могут гарантировать, что собака может справиться с внезапными громкими или странными звуками; может комфортно ходить по разным незнакомым поверхностям; не пугаются людей с тростью, инвалидными колясками или необычным стилем ходьбы или движения; хорошо ладят с детьми и пожилыми людьми; и так далее. Учреждения могут приглашать, ограничивать или запрещать доступ собак-терапевтов. Если разрешено, во многих учреждениях есть требования к собакам-терапевтам. Базирующаяся в США организация Therapy Dogs International (TDI) запрещает использование служебных собак в своей программе лечения собак. Служебные собаки выполняют задания для людей с ограниченными возможностями и имеют законное право сопровождать своих владельцев в большинстве областей.
В Канаде, обеспечивает сертификацию собак-терапевтов. В Соединенном Королевстве, Домашние животные как терапия (PAT) предоставляет собак и кошек для посещения заведения, где домашние животные недоступны. Также в Великобритании Therapy Dogs Nationwide (TDN) предоставляет собак для посещения заведения.
Типы
Есть три классификации собак-терапевтов. Самый распространенный тип терапевтических собак — это собаки терапевтического посещения. Эти собаки обычно домашние животные; владелец этих собак будет брать своих питомцев в больницы, дома престарелых или реабилитационные учреждения для посещения пациентов. Этих собак используют для улучшения психического здоровья пациентов посредством социализации и поощрения. Другой тип собак-терапевтов — это собаки-терапевты (AAT). Собаки, подпадающие под эту категорию, обязаны оказывать помощь пациентам в достижении определенных целей по их выздоровлению. Они работают, чтобы помочь пациентам приобрести такие навыки, как моторика, использование конечностей и зрительно-моторная координация. Они делают это, проводя пациентов через определенные действия и игры, чтобы помочь им отработать эти навыки. Эти собаки обычно находятся в реабилитационных центрах. Последний тип собак-терапевтов — это собака-терапевт. Эти собаки обычно работают в домах престарелых вместе со своими дрессировщиками. Они живут в учреждении и помогают пациентам с болезнью Альцгеймера и другими когнитивными и психическими заболеваниями.
Соединенные Штаты
В Соединенных Штатах собаки-терапевты определены, но не подпадают под действие Федеральный жилищный закон или же Закон об американцах с ограниченными возможностями. Согласно Закону об американцах с ограниченными возможностями, только собаки, которые «индивидуально обучены выполнять работу или выполнять задачи в интересах человека с ограниченными возможностями», имеют юридическую защиту как служебное животное. Собаки-терапевты не имеют права публичного доступа, за исключением тех мест, которые они посещают и работают.[требуется разъяснение ] Обычно права собаки предоставляются только отдельными объектами. Собаки-терапевты проходят несколько тестов, чтобы убедиться, что они подходят для работы. Эти тесты проверяют их способность блокировать отвлекающие факторы, уровень комфорта среди людей с различными ограниченными возможностями, а также то, могут ли они комфортно передвигаться по разным местам.
Хотя некоторые штаты определяют животных-терапевтов и животных для эмоциональной поддержки, они не защищены федеральными законами. и поэтому может быть запрещен для предприятий, ресторанов и многих других мест.
На что жалуетесь?
К пет-терапии сегодня прибегают в самых разных случаях. Широко распространена практика использования животных в домах престарелых, где они помогают пожилым людям справляться с рассеянностью, страхами и стрессом. Собаки способны оказывать положительное влияние на ход лечения депрессии, бессонницы, расстройств пищевого поведения, неврозов, восстановление после травм, инсультов, стрессовых других расстройств, коррекцию ДЦП, синдрома Дауна, болезни Альцгеймера различных видов деменций, а также расстройств аутистического спектра (РАС).
«В моей практике был мальчик 12 лет, замкнутый, застенчивый, безынициативный, с низкой успеваемостью и социальной активностью. Его поведение в школе часто было деструктивным — он срывал пожарную сигнализацию, пугал других детей, игнорировал замечания учителей. После 3-4 занятий с собакой он наладил отношения со сверстниками, по собственной инициативе вступил в контакт с учителем, предложил свою стратегию исправления отметок и довольно успешно закончил учебный год. Его самооценка приблизилась к адекватной, он стал более объективно оценивать свои возможности, лучше осознавать, чего он хочет, в лучшую сторону изменились и отношения с членами семьи. Тем не менее, мы продолжим работу с началом учебного года», — делится опытом клинический психолог, специалист канистерапии Любовь Владыкина.
Учёные установили, что острый собачий нюх способен определять редкие сочетания белков в злокачественных опухолях и отличать одежду здоровых детей от одежды детей с РАС. Также, согласно исследованиям канадского института Калгари в детской больнице Альберты, собака способна предчувствовать эпилептический припадок, как минимум, за 20 минут. Учёные и врачи наблюдали за 45 семьями, в которых есть дети-эпилептики, переживающие приступы не реже раза в месяц. В 20 семьях отметили, что собаки реагируют на приближение припадка, в 10 из них животные пытались доступными им способами оповестить ребёнка или его близких об этом.
Любовь Владыкина утверждает, что результат в канистерапии, как и во всех видах социально-психологической реабилитации, сильно зависит от регулярности и продолжительности занятий: «Бывает, что результат виден сразу, как, например, у детей с ДЦП или взрослых с депрессией. А вот чтобы добиться значимого и видимого результата при РАС или ментальных нарушениях, приходится работать долго. Самый простой пример успеха — это когда ребенок переносит навыки общения, полученные во время работы с собакой, на взаимодействие со сверстниками».
С какого возраста нужно начинать заниматься?
Существует расхожее мнение, что собак нужно начинать дрессировать только после 6 месяцев. А что же делать владельцам тех собак, которые уже в 3-4 месяца успели погрызть всю хозяйскую мебель и обувь, в туалет ходят с попеременным успехом: то на кровать, то на ковер, и никак не хотят делать свои дела на улице или на пеленку? Неужели им нужно стойко терпеть до 6 месяцев, чтобы наконец обратиться к кинологу? Не волнуйтесь, не нужно.
Мнение о минимально допустимом возрасте для дрессировки связано с устаревшими стандартами обучения служебных собак. Основной их смысл был — создать у собаки состояние сильного стресса, путем задергивания ее на строгом ошейнике, единственным вариантом выхода из которого является выполнение команды. Стоит ли говорить, что ни о какой радости от обучения, и тем более доверительном отношении к хозяину, не может быть и речи? И выдержать подобное могут далеко не все собаки. Поэтому и рекомендовалось в те далекие годы обучать так служебных собак и только старше 6 месяцев.
С тех пор в кинологии многое изменилось. Современные методики позволяют начинать обучение с 1,5 месяцев у собак крупных и средних пород, и с 2,5 месяцев у декоративных. При этом обучение строится по совсем другим приципам, у собаки формируется интерес к занятиям и естесственно ни о каком стрессе речь больше не идет, а наоборот совместные занятия только укрепляют доверительное и уважительное отношение собаки к хозяину.
Польза собакотерапии для пожилых
Собаки считаются первыми животными, которых приручил человек. Сейчас это уже не те хищники, которые способны только ходить на охоту и сторожить дом. Эти животные, проявляя свои незамысловатые, но очень искренние эмоции, могут поддержать и утешить. Их можно научить водить слабо видящего человека по улице, своевременно предупреждая о препятствиях и опасностях на дороге (собаки-поводыри гораздо лучше людей справляются с этими обязанностями). Они могут принести больному хозяину одежду и обувь, подставить спину так, чтобы он мог встать с кровати. Способны они также открывать двери тем, кто приходит к пожилому человеку, и провожать их в комнату.
Собаки-терапевты чувствуют, что их «подопечному» плохо, и, если им обеспечить соответствующие условия, смогут позвать на помощь. Если же у человека возникают судорожные припадки, умное животное ощущает их приближение, и старается отвести «пациента» в безопасное место, чтобы он, падая, не повредил себе. Подготовленный пес может обеспечить человеку с судорогами правильное положение лежа (например, отвернет голову в сторону), чтобы предупредить опасные последствия: травмы головы и шеи, западение языка.
За свою короткую жизнь собаки дарят человеку такую искреннюю и бескорыстную любовь, что она становится для пожилого человека путеводной звездой, источником столь необходимой в этом возрасте радости
Эти животные повышают в глазах человека его собственную ценность, ведь им не важно, как человек выглядит, чего он добился, какой размер его дохода. Такая эмоция возвратит старейшину рода из депрессии, и окружающие родственники, доверив его собаке-терапевту, через время уже могут спокойно уходить из дома на работу или в гости
При более близком общении со специально обученным животным пожилой человек раскрепощается, становится более внимательным. У него уходят напряжение, страхи, мобилизуются двигательные функции
Молчаливый и углубившийся в свой внутренний мир пенсионер вдруг становится более разговорчивым, обращает внимание на происходящие вокруг события, даже может проявлять чувства и эмоции, о существовании которых давно забыли его родственники
Если пожилой человек может передвигаться, ему предлагают гулять с собакой и выполнять с ней несложные упражнения. В этом случае отмечается увеличение дыхательных объемов, улучшение переносимости физических нагрузок и ортостатической пробы, улучшение координации, увеличение беглости речи и скорости мышления. Это положительно влияет на здоровье, улучшает качество жизни и увеличивает ее продолжительность.
Когда больной двигаться не может, собака-терапевт ложится рядом с ним. Инстинктивно она чувствует, где у «подопечного» больное место, и делает все, что в ее силах, чтобы облегчить страдания. Так, она может вылизывать ногу, на которой сильно расширены вены, может ложиться рядом и греть больные суставы, почки, сердце. Когда человек поглаживает животное, перебирает пальцами его шерсть, задействуется мелкая моторика, и многочисленные импульсы от этих мышц идут в мозг, улучшая его работу. Это полезно при любом виде ухудшения работы мозга: сосудистой деменции, болезни Альцгеймера.
Врачами Джаниксом из Австралии и его коллегами было отмечено, что появление собаки в жизни пожилого человека способствует снижению его артериального давления, а также уменьшает уровень липидов в крови, то есть является профилактикой инсульта и инфаркта миокарда. В данном случае она действует как «живой биорефлексотерапевт». У людей с депрессией или психическими заболеваниями уменьшалась потребность в приеме психотропных препаратов. А расширение контакта с микроорганизмами улучшает состояние иммунитета пожилого человека.
Таким образом, положительные эффекты собакотерапии – это улучшение:
- умственной деятельности;
- показателей работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- эмоциональной сферы: исчезновение депрессивного настроя, напряжения, страха, недоверия;
- координации;
- мотивации;
- душевного равновесия;
- аппетита;
- качества жизни в целом.
Такие эффекты характерны всех людей, которых знакомят с обученными собаками. Даже те, за которыми раньше не отмечалось большой любви к собакам и те, кто их боится, реагируют на умных и доброжелательных животных положительно. Канис-терапия применяется в комплексе с медикаментозным, физиотерапевтическим и психотерапевтическим лечением. В виде монотерапии она не используется.