Положение тела
Животные используют также тело для выражения эмоций или намерений. В спокойном состоянии мышцы расслаблены, не напряжены, собака не принимает нехарактерных для привычного поведения позиций. Движения свободные, естественные, вес тела равномерно распределен на четыре лапы.
Привлекая внимание хозяина, приглашая поиграть, собака прыгает, энергично виляя хвостом, негромко поскуливает, используя различные интонации, опускается на передние лапки, приподнимая круп, или находится постоянно в движении. Такое поведение указывает на то, что животное настроено дружелюбно, у него хорошее настроение
Если пес напуган, чувствует агрессию от сородичей, он напряжен, движения скованы
Питомец замирает на месте, подгибает лапы, ложится на землю, не реагирует на раздражители, принимает неестественные позы, сосредоточив внимание на устрашающем объекте. Испугавшись, пес не совершает лишних движений, стараясь казаться меньше, может убежать от хозяина
На испуг указывает мышечная дрожь, прижатые ушки, хвост. Если пес скулит, не может найти себе место, постоянно меняет место дислокации в доме, квартире, принимает не характерные позы, поскуливает – он испытывает дискомфорт, перенесла стресс или же у питомца что-то болит.
Пес вытягивается вперед на напряженных лапах, стоит прямо, мышцы напряжены – собака бросает вызов, показывая свое превосходство. Возможно животное чувствует агрессию и, если две собаки приняли подобные позы, это закончится дракой.
Если песик ложиться на спину, вытягивает лапки, виляет хвостом – питомец вам доверяет, демонстрируя свою покорность, а по отношению к своим сородичам это означает признание авторитета другой собаки.
Приподнятая лапка – сигнал неуверенности, настороженности. Если питомец ведет себя смирно, ложится и кладет голову передние лапки – он полностью подчинен хозяину или другому псу.
Цели и задачи изучения науки психологии
Сформулировать цели любой научной области очень непросто, так как есть общие и частные задачи, теоретические и практические, постоянные и ситуативные. Но у каждой науки есть главная цель – изучить свой предмет применительно к реальным условиям и актуальным вопросам.
Основными целями психологии являются:
-
умение разбираться в психических явлениях, в их закономерностях;
-
управление психикой;
-
использование полученных знаний для стойкого положительного результата в практической деятельности психологов.
Эти цели достигаются при помощи обобщенных задач. Мы озвучим их ряд от простой к сложной.
Следует определить все факты. Факты – это то, на чем основывается любая наука.
Зная факты, устанавливаются причинно-следственные связи и закономерности. Ученые получают возможность предсказать тот или иной факт, событие. То есть, если существует научно доказанное объяснение того, как именно действуют условия на происходящее, то конечный результат можно предугадать.
Обнаружить механизмы, помогающие реализовать закономерность. Зная и закон, и механизм, можно толковать психологические явления
Если привести простой пример, то развивать психику невозможно без учета условий, в которых существует человек, и воздействий, которые на него оказывают другие люди.
Самой важной и сложной задачей будет практика. То есть, использование знаний в реальной жизни для конкретной помощи конкретной личности
Это долгий и трудоемкий процесс, который включает в себя огромное количество сопутствующих вопросов социального, организационного, экономического характера и поиск ответов на них. Кроме того, специалист-психолог практически постоянно сталкивается с моральными, нравственными и этическими проблемами, поэтому можно говорить о том, что каждый случай – это уникальный опыт.
В наше время психология включает в себя множество разделов, объединенных одним общим предметом – психикой и ее особенностями. Задачи каждого раздела зависят от того, чью конкретно психику исследуют специалисты, кому именно пытаются они помочь.
Знаменитые психологи и их теории
На сегодняшний день наука активно развивается. Поэтому сейчас существует множество теорий. Давайте рассмотрим наиболее популярные из них.
Психолог | Сущность теории |
---|---|
Зигмунд Фрейд | Разработал теорию сознательного и бессознательного. По его мнению, за каждой психической патологией стоит взаимосвязь сознательных и бессознательных элементов психики человека. |
Абрахам Маслоу | Разработал знаменитую теорию потребностей человека |
Лев Семенович Выготский | Он разработал теории влияния коллектива на личность человека, процессы социализации и социального развития, особенности психологического развития личности |
Жан Пиаже | Создал теорию когнитивного развития личности. Сейчас его труды легли в основу множества методик когнитивной психологии |
Эрик Эриксон | Наработал четкую и потребную теорию стадий психосоциального развития личности |
Таблица теорий знаменитейших психологов и философов
Как рождается мысль?
Левое полушарие отвечает за логику, может обрабатывать информацию, но не может создать что-то новое. Правое полушарие отвечает за создание новых идей, за креатив, но стройное доказательство и разумные доводы – не для него. Иными словами, можно быть прекрасным математиком, аналитиком, но за всю жизнь не придумать ничего нового. А можно быть генератором идей, но ни одну из них не реализовать из-за отсутствия последовательности в своих действиях.
В мыслительном процессе участвуют оба полушария. Запуск происходит, когда человек получает оперативную информацию, которая поступает извне. То есть, сначала включается левое полушарие, а затем оно обращается к правому полушарию, являющемся хранилищем образов и воспоминаний. Опираясь на имеющуюся информацию, мозг создает мысль: человек думает, сравнивает, анализирует. В результате он создает убеждение, находит решение, делает выбор. Таким образом, зачастую мысль поддается стереотипам. Ведь та невербальная информация, которая хранится в правом полушарии, закладывается с раннего детства, она представляет собой шаблонные модели. Они могут подходить под разные ситуации, но не всегда применение готовых решений приводит к правильности мыслительного процесса. Чтобы начать мыслить как взрослый человек, нужно уходить от шаблонов и пытаться находить новые решения, которые могут оказаться наиболее эффективными.
Развитие мышления – первый шаг на пути к статусу преуспевающего мыслителя
В первую очередь чтобы стать человеком мыслящим и благодаря этому преуспеть в жизни, необходимо менять свое мышление. Как мыслят успешные люди? Они считают, что изменение мышления необходимо для достижения целей. Изменяя мышление, делая его более плодотворным, избавляясь от стереотипов и находя новые подходы, человек последовательно меняет:
- убеждения;
- ожидания;
- жизненную позицию;
- поведение;
- работоспособность;
- жизнь.
Начать изменять мышление можно с гармоничного развития полушарий мозга. Психологи разработали для этого комплекс упражнений. Большинство из них направлены на разработку рук. Рекомендованы занятия музыкой (пианисты вынужденно развивают обе руки одинаково), спортивные асинхронные упражнения (правой рукой рисуем в воздухе круг, левой – квадрат, или обеими руками пытаемся нарисовать одинаковые картинки синхронно), техники нейро-лингвистического программирования.
Если «проседает» левое полушарие, поможет решение кроссвордов, изучение иностранных языков, игра в шахматы. Если не хватает активности правого полушария, правшам следует начать выполнять повседневные дела левой рукой, развивать визуализацию, тренировать тактильные ощущения.
Как видите, развить способности мозга можно самостоятельно, но для этого требуется усидчивость и терпение.
Если вы хотите мыслить более продуктивно, нужно приложить достаточно много усилий для развития мышления. От этого обязательно будет толк, рано или поздно вы заметите, что ваш мыслительный процесс изменился, и это помогает вам менять свою жизнь. Развитое мышление в современном обществе является определяющим фактором успеха. Викиум предлагает эффективную программу – курс «Развитие мышления». Он направлен на ускорение мыслительного процесса, улучшение аналитических способностей, развитие критического мышления, уход от шаблонов и стереотипов. Всё это поможет стать человеком мыслящим и успешным!
Как отучить кошку мяукать?
Мяуканье – язык, который кошка изобрела специально для общения с человеком. Между собой кошки общаются при помощи других звуков. Итак, что говорит нам кошка, когда мяукает?
Кормите кошку в определенные часы, чтобы она привыкла к режиму. Тогда кошка не будет мяуканьем требовать пищу, так как знает, что ее покормят только тогда, когда наступит нужное время. Кошки не любят ограничений в передвижениях. Чтобы чувствовать себя комфортно, кошка должна знать, что может в любой момент пойти куда угодно.
Играть с питомцем нужно ежедневно, а общаться (гладить, брать на руки, разговаривать) – несколько раз в день. Чем сильнее кошка чувствует отчуждение владельца, тем чаще и громче она мяукает, требуя внимания к своей персоне. Поощрять мяуканье не следует, если только вы не хотите, чтобы кошка научилась мяукать часами напролет.
Так как отучить кошку царапать мебель, испражняться в цветы или гулять по столам не всегда легко, старайтесь предугадывать действия своей питомицы. «Вредные привычки» не появляются за один день. Воспитать кошку гораздо проще, чем корректировать нежелательное поведение – будьте внимательны к ней, чтобы вовремя заметить изменения в характере и привычках. Не стоит игнорировать проделки любимицы, действуйте сразу же, не откладывая воспитательный процесс на извечное «завтра».
https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru
Источник
Методы исследования психологии
Чтобы правильно изучить предмет и объект психологической науки используются различные методы. Метод – это способ познания, определенная совокупность механизмов познания. Как и в любой другой науке используются общие методы, специальные и частные. В данном разделе мы рассмотрим более конкретные и специальные для психологии способы познания. Именно эти методы наиболее применимы и результативны в практической деятельности.
Наблюдение
Наблюдение позволяет распознать внешние факторы человеческого поведения и его особенности
Психологи при общении с клиентом обращают внимание не только на то, что он говорит, но также и на то, как он себя ведет
Язык тела, реакции позволяют сделать вывод о состоянии человека, о том зажат ли он, боится, насколько тот или иной вопрос важен для него.
Самостоятельное наблюдение
Наблюдение за самим собой чаще всего осуществляется посредством дневников и записей. Например, человек может вести дневник эмоций. Это позволяет проанализировать эмоциональное состояние, выделить раздражающие факторы и впоследствии их устранить из своей жизни.
Самонаблюдение позволяет сказать о себе намного больше
Психологические тесты
Психологические тесты также позволяет сказать больше о личности человека. Конечно, вы можете пройти тесты в Интернете. Их большое множество. В том числе такие тесты имеются и на нашем сайте.
Однако для полной клинической картины необходим их анализ от профессионала. Психолог поможет выбрать правильный вариант тесты, систему оценки, а также оставить клиническую картину.
Беседы
Беседы это способ узнать больше о ком-либо. Именно поэтому встречи с психологом, психотерапевтом и психиатром проходят в виде формата диалога. Вы можете задавать наводящие вопросы, уточнять, что поможет узнать больше о ситуации и состояние человека.
Внушение
Такой метод может рассматриваться как негативный, так и позитивный. Иногда для того, чтобы человек чувствовал себя ничтожеством, достаточно такого внушения со стороны. Внушение по своей сути это навязчивое повторение одной и той же идеи. Поэтому возможно, чтобы выйти из состояние нелюбви к себе, необходимо также внушение со стороны или самовнушение.
Другие методы
Сегодня могут использоваться и иные методы. Кто-то пытается совмещать психологию и астрологию. Можно встретить психологов, которые используют оккультные предметы для своих сеансов (таро, руны и др.). Кто-то использует гипноз.
Нет ничего плохого в расширении возможных методов. Самое главное, чтобы они не вредили клиентам и пациентам.
Каждый психолог ищет собственный способ для работы с клиентами
Как интерпретировать звуки, издаваемые кошкой?
Кошки способны издавать сотни разных звуков. Этими “песнями” кошки рассказывают о волнении, об удовольствии, или просят о том, чтобы их заметили.
Вербальный язык кошки обычно ассоциируется с языком тела. Часто за шумным мяуканьем в адрес хозяина кроется конкретная просьба. Научиться понимать язык кошек также означает уметь связывать их вокализации с конкретными потребностями.
С помощью громких звуков котята ищут контакта с матерью, а кошка, в свою очередь, использует голос, чтобы научить своих котят разным вещам. Например, короткие звуки с высоким тоном, предупреждают их о потенциальных опасностях.
Кошка использует особое мяуканье, чтобы сообщить малышам, что она принесла добычу. Этот звук становится тем сильнее, чем крупнее или опаснее добыча. Отсюда же происходят звуки, которые иногда издаёт кошка, если у неё в лапах есть любимая игрушка, или когда она убила мышь и принесла её домой своему хозяину.
Таким способом питомец надеется получить похвалу от своего друга-человека за проделанную им прекрасную работу. То, что для нас не более чем дохлая мышь, для него — проявление любви, а также способ сказать: “Посмотри, какой я хороший охотник!” Сделайте кошке комплимент, когда она принесёт Вам добычу, и Вы сделаете её очень счастливой!
Секрет № 5: будьте последовательны
Очень важно быть последовательным с собакой и сообщать ей о своих намерениях и пожеланиях. Многие собаки любят быть рядом с хозяином, когда тот завтракает или обедает
Еда со стола очень вкусно пахнет, и нередко псу перепадает кусочек. Как же его упустить? Вот ваш друг и сидит поближе к вам и пускает слюни в предвкушении
Многие собаки любят быть рядом с хозяином, когда тот завтракает или обедает. Еда со стола очень вкусно пахнет, и нередко псу перепадает кусочек. Как же его упустить? Вот ваш друг и сидит поближе к вам и пускает слюни в предвкушении.
Вы всегда угощали собаку со стола. Сегодня вы вдруг решили, что это неправильно, и прогнали ее, а назавтра раскаялись и снова ее угощаете. Это яркий пример непоследовательности.
Не слушайте, когда скажут — «да ты гуманитарий!»
— В каком возрасте можно понять, есть ли у ребенка способности к математике? Мне в первом классе объяснили дома: математика — это точно не твое. В итоге я потом безумно любила алгебру, геометрию, учебник Сканави был моей любимой книжкой. Но несмотря на это, у меня все равно в голове есть установка — «это не моя область». Как понять, что ребенок способный, или что математика — совсем не его?
— Математика существенно шире, чем то, что проходят в школе, и даже то, что изучают в старших классах и математических. Математика очень большая.
Даже если мы занимаемся математикой с дошкольниками, то мы какие-то вещи берем арифметические, какие-то — геометрические. Есть дети, которые очень успешны и талантливы в любых арифметических вычислениях, у них хорошо улеглась информация про числа, они уверенно считают, быстро, они сразу видят, что 10 и 3 — это 13, им не надо пересчитывать по одному. Есть дети, которым это надо пересчитать лишний раз, но это не значит, что оно у них не уляжется.
Точно также — с геометрическими задачами. Я собрала какую-нибудь фигурку из кубиков, даю ребенку такие же кубики и прошу сделать эту фигурку. А он пробует, пробует, так, сяк, но не та фигурка вышла. Есть дети, которые сразу видят, что и куда прицепить, чтобы сразу получилась такая же.
Есть дети, которые более талантливы в арифметических заданиях, а менее — в геометрических, и наоборот. Но чем больше мы в это играем, тем больше шанс, что эта область разовьется.
Я часто вижу детей 5–6 лет, которые блестяще решают геометрические задачки и не очень хорошо считают. Или, наоборот, очень хорошо считают, но не очень складывается с геометрией. Или геометрические задачки отлично, а рассуждать тяжело. Дети разные. Но если прямо сейчас ребенок не может продемонстрировать умения, это не значит, что он через полгода или через год не научится.
Во-первых, в какой-то момент количество переходит в качество.
Во-вторых, те или иные области мозга дозревают у детей с разной скоростью. Если вы видите ребенка девяти месяцев, который отлично ползает, но еще не пытается ходить — это нормально, он еще не ходит. А кто-то и в год еще вовсю ползает, но не ходит. А кто-то уже в девять месяцев бегает, но при этом говорить начинает ближе к трем. Это совершенно не значит, что к школе эти дети не выровняются — все будут прекрасно бегать и болтать, скорее всего.
«Закончишь год без троек — куплю самокат!» Почему подарки не мотивируют учиться, а гуманитариев не бывает
Если ребенок-дошкольник долго не может запомнить цифры — да, так бывает. Но это совершенно не значит, что он гуманитарий и никогда не научится математике. Да, с этими значками он пока не договорился, так бывает. Но, возможно, он сможет решать геометрические или логические задачи. Мы будем время от времени предлагать ему разные задания, в какой-то момент вдруг — раз! — и щелкнет.
В моей любимой книжке Александра Звонкина «Малыши и математика» есть такой эпизод — он принес геометрическую головоломку на кружок для младшей дочки и для ее ровесниц. Три девочки примерно поняли, что надо делать — там надо было из нескольких деталей собрать картинки. Одна совершенно не поняла, чего от нее хотят, какую детальку куда положить, как повернуть. Совсем не поняла, чего от нее хотят.
Через неделю они снова встретились тем же кружком и снова решили поиграть в какую-то геометрическую головоломку. И девочка, которая неделю этим не занималась, но, видимо, про это думала, вдруг раз! — и деталь на нужное место сразу кладет и понимает, чего хотят. Можно было бы после первого урока сказать: «Ну все, просто гуманитарий. С геометрией беда и никогда лучше не будет». Я бы сказала, что чем меньше таких поспешных выводов, тем лучше, и тем проще нам заниматься с детьми.
Вообще-то, взрослые тоже, когда первый раз сталкиваются с какой-нибудь незнакомой задачей, часто с первого раза не разбираются, но это не значит, что они не могут с ней справиться. Думаю, что многие помнят, как учились водить машину. Поначалу одновременно и смотреть в зеркала, и включить поворотник, да еще и дворники включить — это сразу слишком много. Потом потихонечку какой-то из этих навыков стал автоматическим. Очень даже можно и дворники включать, и поворотники, еще болтать по пути.
У детей то же самое. Сразу много уровней сложности не надо давать одновременно. Начинаем с того, что точно получится, потом потихонечку наращиваем сложность. Как-то так.
Вместо олимпиад лучше поиграть в парке
— Как вы относитесь к олимпиадам по математике? С какого возраста имеет смысл в них участвовать?
— Я считаю, что олимпиада, скорее, имеет смысл с 3–4 класса, вряд ли раньше. Мне не нравится ажиотаж, когда родители начинают специально натаскивать ребенка на какие-то темы, которые часто встречаются в олимпиадах, потому что им хочется потом всем хвастаться, что «вот, мой ребенок получил диплом». Я против этой гонки вооружений.
Мне кажется, когда ребенку самому в кайф решать задачки повышенной трудности и нестандартные — это хорошо. А когда это родительская позиция — «мы его подготовим, он будет круче всех», мне кажется, это не очень честно. Я не очень много видела первоклассников, которым нужно именно это.
Даже если ребенку легко в школе, и хорошо дается математика, то в первом классе ему и так есть чем заняться. На мой взгляд, чем готовить его к каким-нибудь прекрасным олимпиадам, было бы полезнее лишний раз с ним поиграть в парке или в песочнице. Потому что много всяких задач в школе он и так решает. Напрягать его дополнительно совершенно не обязательно.
— Что вы думаете по поводу советских учебников арифметики? Я смотрю, в Инстаграмме очень популярны стали сейчас репринты этих учебников 20-х, 30-х, 40-х годов. Мамы рассказывают, какая прекрасная понятная система, не чета нашим программам. Что вы про них думаете?
— Я думаю, что если родителей радует учебник, то им уже приятнее по нему заниматься с ребенком, это важный фактор. Но если ребенку учебник этот не нравится, то выбирайте какие-то другие способы.
Я бы искала то, что радует и ребенка, и родителя.